Эл аралык байланыштар
Факультет[columns-container class=»»]Совместное заявление высших учебных заведений
Министерства образования и науки Кыргызской Республики
г. Ош, 21 мая 2016 года
Болонская декларация и другие документы об образовании, принятые в последние годы, предусматривают создание единого образовательного пространства.
В настоящее время, когда происходит кардинальное изменение подходов к оценке профессиональных качеств работников, необходимо перенести акценты с содержания образования на результаты обучения. Результаты обучения предполагается описывать с помощью компетенций, представляющих собой динамичную совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которые студент может продемонстрировать после завершения образовательной программы.
Компетенции формируются благодаря сочетанию различных форм и технологий обучения, – когда услышанное на лекции анализируется на семинарских занятиях, проверяется в процессе текущего контроля успеваемости, отрабатывается на практике, – и они могут быть оценены в полной мере лишь после завершения всех видов учебной работы.
Однако содержание модулей и сам их набор могут быть различны в аналогичных (ведущих к получению одной и той же квалификации) образовательных программах вузов. Это зависит от существующих в учебных заведениях традиций обучения, научных школ, региональной и государственной образовательной политики и т.п.
Разные вузы после проведения взаимной экспертной оценки программ могут на основе заключенных друг с другом соглашений взаимно перезачитывать своим студентам модули, освоенные в вузе-партнере. Тем самым закладываются основы для академической мобильности студентов, магистрантов и преподавателей, которая представляет собой одно из базовых условий создания единого образовательного пространства.
Таким образом, полноценное вхождение в Болонский процесс требует от нас реформирования системы высшего профессионального образования. Реформа предусматривает, прежде всего, разработку образовательных программ, а для их реализации – соответствующую модернизацию вузовских структур, нормативной базы и, наконец, практики преподавания.
Исходя из вышеизложенного, мы принимаем настоящую Декларацию о координации нашей деятельности с тем, чтобы достичь в ближайшей перспективе реализации принципов Болонского процесса: трехуровневое образование (бакалавр – магистр – доктор), единые дипломы о высшем образовании и приложения к ним, система оценок уровня знаний, базирующаяся на так называемых кредитах, мобильность образования, обеспечение качества образования, совместная политика в области образования путем создания внутренней академической мобильности в вузах КР.
Для достижения цели и получения ощутимых результатов мы должны поддержать этот курс Декларации через реализацию следующих конкретных мер:
- Повышение международной конкурентоспособности системы высшего образования КР через внедрение сопоставимого Приложения к диплому, через достижение международного признания отечественных дипломов с целью обеспечения возможности трудоустройства наших выпускников за рубежом.
- внедрение системы кредитов по типу ECTS – европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной академической мобильности.
- содействие мобильности путем устранения факторов, препятствующих эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее:
- студентам и магистрантам должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам;
- аспирантам, преподавателям и сотрудникам должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку, без нанесения ущерба их правам, установленным законом;
- содействие сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий;
- содействие в разработке и реализации совместных программ обучения, особенно относительно развития учебных планов, схем мобильности, практической подготовки и проведения научных исследований.
Мы, тем самым, обязуемся достичь этих целей (в рамках наших полномочий и принятия полного уважения к разнообразным культурам, языкам) с тем, чтобы укрепить зону внутренней мобильности высшего образования в Кыргызской Республике.
Считаем, что реализация целей и задач настоящей Декларации о внутренней академической мобильности даст уверенность в том, что системы высшего образования и научных исследований будут непрерывно адаптироваться к изменяющимся нуждам, запросам общества и к необходимости развития научных знаний, и внесет весомый вклад в развитие и укрепление устойчивых и мирных отношений между народами и народностями Кыргызской Республики.
Мы ожидаем, что университеты Кыргызской Республики поддержат нашу инициативу и будут активно способствовать успешной совместной деятельности в рамках нашей Декларации.